О компании. Компания специализируется на продаже ДСП. Ранее мы плотно работали с польской плитой ЛДСП и плитой Гагаринского фанерного завода, сейчас планы изменились, виной чему стал кризис. 16 марта 2011 года приостановилась деятельность биржи, по сути была невозможна конвертация валюты. Последние машины с Гагарина ко мне пришли в июне, фактически же я проработал до 1 июля, после чего компания ушла в отпуск за свой счет до 1 ноября.

После свистопляски с валютой рынок импортной плиты «просел», многие поставщики сократили или полностью прекратили поставки, и покупатели переориентировались на местную плиту. Кто имел сбытовую сеть за пределами республики, тот выжил. Кто, как я, ориентировался только на белорусский рынок, потерпели серьезные убытки.

В общем, с ноябрьской выставки 2011 года в Москве я принял решение кардинально переориентироваться со 100% импорта на 100% экспорт. Получил подтверждение использовать в рамках недостающих объемов дилерскую сеть Сыктывкарского фанерного завода. После этого уже пошла работа по настройке производства.

Везти плиту из России с того же Сыктывкара сейчас невыгодно. Порядка 28% в цене – это транспортная составляющая. После перехода железной дороги 1 августа 2011 года на отдачу подвижного состава частным компаниям стоимость перевозки только за полгода выросла на 30%. Цена-то перевозки осталась прежней, но стоимость аренды вагонов выросла значительно. В среднем рост составил около 50%. При такой разнице в стоимости даже хорошая плита становится неконкурентоспособной. Это из Польши плита везется автотранспортом, а сыктывкарская – в основном только ж/д.

Сейчас я отрабатываю два проекта. Первый – по ламинированию ДСП в Речице, на базе частного предприятия «Лесплитинвест». Второй – на базе государственного предприятия «Речицадрев», где производят сырую плиту 2,75х1,83 и на дополнительных мощностях по ламинированию, я могу делать то, что нужно мне.

«Лесплитинвест» берет в качестве основы плиту Kronospan, а «Речицадрев» использует плиту собственного производства. «Речицадрев», поставляет плиту на «Лесплитинвест» – он частный и более гибкий в плане работы. Далее она ламинируется пленками производства Sсhattdecor и Interprint и отправляется на продажу. К слову, в настоящее время «Речицадрев» уже ламинирует ДСП на недавно запущенном, в рамках инвестиционного проекта развития завода, прессе. Следующим этапом развития станет строительство нового завода по производству ДСП.

По «Лесплитинвест» развиваем проект с ноября месяца. Ориентировались на Сыктывкарский фанерный завод. Первое, что нужно было сделать – провести испытание на те пленки, которые использует Сыктывкар. По Sсhattdecor опробовали первую партию уже в декабре-январе, Interprint из-за морозов «откатали» только в марте. По факту первую поставку я планировал на первую неделю апреля, но не получилось. Следующим этапом будет поставка пробных машин в Самару, Саратов, Питер, Краснодар, если получится, и в Новосибирск.

О форматах. С продажей гагаринского завода компании Egger получилось так, что свободных объемов в нужном формате на рынке не стало. Не так давно Egger должен был официально объявить на презентации, что формат 2,75х1,83 м. они делать не будут, будет только европейский формат, 2,80х2,07м. Ну и решение закрутилось.

Разница в том, что для российского рынка формат 2,75х1,83 м. более удобен. Вопрос очень простой, большинство предприятий, торгующих этой плитой, оказывает услуги по распилу, кромкованию плиты, и парадокс в том, что на территории России, которая, по сути, начинается прямо за Москвой, основу автопарка составляет «Газель». У «Газели» ширина кузова до двух метров и формат 2,80х2,07м. – туда не влезает. А поскольку у многих автопарк состоит из нескольких десятков машин, мало кто готов только из-за смены формата ДСП производить его замену на другие авто. Хоть и говорят, что ГАЗ собирается делать более широкий кузов, пока до этого дойдет.

Потом несмотря на то, что потенциально раскрой лучше на листе большего формата, многие мебельщики привыкли к уже настроенному, и переубедить их на какой-либо другой очень сложно. Я пробовал перестроить их на формат из Польши – 2,62х1,83, но практически бесполезно. Хотя иногда берут и 2,44.

Даже работая в Беларуси, где многих производителей «приучили» к европейскому формату, есть сложности. Новые предприятия, да, с ними проще говорить. А те, у кого карта раскроя уже настроена под определенный формат, уже не хотят ее менять. Они просчитают, что у них на 2% отходов станет больше. Думаешь, что снизив на 2% отпускную цену, продажи пойдут. Снижаешь на 3% – никакого эффекта. Технологи придумают кучу всяких проблем, но «встанут рогом».

О рынке. Внутреннее потребление по Беларуси строится на совершенно разных производителях, присутствуют практически все: Egger, польские и российские Kronospan и Kronostar, Pfleiderer, частично заходит даже «Русский ламинат». Вопрос лишь в том, у кого какие связи. Если брать Брестский регион, частные предприятия практически полностью работают на импортной плите. Яркий пример – завод Kronospan в Мельцах. Он и крупная польская фабрика БРВ находятся дуг от друга практически через забор. Соответственно, фабрика БРВ, находящаяся в СЭЗ «Брест», тоже работает на этой плите (получая ее беспошлинно).

В Гродно многие «сидят» на польской плите, в частности Pfleiderer Grajewo, потому что от Граево до Гродно порядка 60 км. по прямой. Большая часть Минска тоже работает на польской плите.

Предприятия концерна «Беллесбумпром» работают в основном на местной плите, в частности «Ивацевичдрев». Оборудование на многих заводах старое, качество плиты оставляет желать лучшего. Однако, государство много инвестирует и сейчас строится новый завод по производству ЛДСП «Ивацевичдрев». То есть завод ДСП уже работает давно, плюс на его базе строится новый, практически один в один гагаринский, только производительностью 250 тыс. куб. м. Должны были в марте запуститься, но сроки передвинули.

Kronospan строит новый завод в Смаргони, не так давно я на нем побывал. Работают быстро, по графику. В районе 15 июля должна уже выйти первая плита ДСП. Зная западный подход к срокам, можно быть уверенным, что откроются точно в срок. По плану сначала будет запущена линия ДСП, затем ламинированного ДСП, потом МДФ, потом ламинированного МДФ, далее ламинированной доски для пола, еще позднее возможно заработает линия по производству OSB.

Под Могилевом заканчивается инвестиционный проект под ИКЕА, запустится «Ивацевичдрев», в Речице через 2 года построят фабрику на 220 тыс. куб. м., плюс в Речице будут строить завод по производству МДФ, в Бобруйске ФанДОК заканчивает линию кашированного ДСП.

Смех смехом, а через пару лет на белорусских мощностях будет производиться около 1 млн. куб. м. ламинированной плиты. А Беларуси же столько ненужно. Поэтому по факту плита будет экспортироваться.

Но тут другой момент есть. При таком объеме рано или поздно начнутся проблемы с сырьем, которое пока используется местное. Когда построят целлюлозный завод на базе Светлогорского ЦКК, он же заберет практически весь лес из Гомельской и части Могилевской области. Поэтому фабрики, которые находятся ближе к России, уже начинают прорабатывать вопрос поставок сырья из Брянской и Смоленской областей.

О таможне. Хотя мы сейчас и не работаем с таможней, не могу не отметить положительные изменения на этом фронте. Некоторые российские компании благодаря Таможенному союзу даже стали использовать белорусские компании в качестве транзитных. Груз приходит с Европы сюда, обычно за день растаможивается и потом свободно идет на Россию. В России кому сказать, что ты растаможил машину один день и заплатил за услуги 600 российских рублей, никто не поверит. Здесь же это ситуация нормальная.